Звоните +7 (952) 35-44-770
СПБ - Восток | Оптовая продажа хозтоваров и Канцелярские товары

Как формируются цены на предметы искусства

Формирование цен на рынках для предметов искусства один из мало понятных и плохо предсказуемых процессов в экономике. И существует на этих рынках несколько секторов. Во-первых, имеется «ширпотреб», можно сказать псевдоискусство, продающееся по ценам, примерно соответствующим затратам на его создание, но при этом оно быстро находит своего приобретателя. Этот покупатель нетребователен, не всегда понимает то, что берет, и не хотчет платить больших сумм. Часто он просто желает купить весьма дорогую безделушку.

Интересно, однако, как может двигаться цена некоторых вещей из ширпотреба, если их автор становится известной фигурой. На такие вещи вдруг поднимается спрос потребителей, а вместе с ним и цена. Когда мода проходит, цена возвращается на круги своя, но может и не вернуться… Последнее случается, если эти предметы, не имеющие ценности художественной, получают ценность музейную, как артефакты из жизни человека, оставившего заметный след в истории.

Во-вторых, имеется рынок вещей, относимых к истинному искусству. Здесь, с одной стороны, выделяются новаторские вещи, они зачастую не встречают понимания приобретателей. Но новаторская вещь, сделанная известным автором, легко найдет покупателя среди 1) коллекционеров, 2) любителей искусства, 3) инвесторов, склонных рисковать. Часто именно третья группа определяет, какой будет цена, если первые две были слишком консервативны.

Еще на художественном рынке есть предметы, выполненные в соответствии с современными тенденциями или копирующие что-нибудь из старых времен. Подобная вещь легко найдет спрос у простых ценителей, а при известности имени автора – у коллекционеров. В будущем она не столь вырастет в цене, как новаторская работа, в которой распознали шедевр, но и шансов на ее удешевление немного.

Стоимость настоящего искусства тоже растет с ростом известности или модности автора. Иногда популярный автор даже контролирует цены на свои произведения примерно, как монополия. Но самый заметный скачок цен происходит, когда автор умирает, или по другой причине вообще перестает работать. Тут мгновенно происходит переоценка его наследия, определяется его место в «пантеоне» фигур художественной сферы, и пересматривается прейскурант его произведений, ибо новых больше не будет.

В последующие годы, повышение цен подталкивается уменьшением числа доступных предметов, созданных рассматриваемым автором, а также возможным появлением моды на него или на его направление. А сокращение количества вещей случается при попадании части из них в коллекции музеев, при гибели этих вещей (а это не редкость), а бывает и из-за появления сомнений в авторстве или в ценности части работ.

14-12-2020